Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 12:21

МБДОУ "Детский сад №4 "Радуга"

Меню сайта
Наш опрос
Опрос для родителей: Принимаете ли Вы участие в жизни детского сада?
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Формирование природоохранных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством малых жанров

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Радуга»                                 

Информационно-творческий  проект

«Формирование природоохранных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством малых жанров   устного народного творчества»

 Выполнила: Овчинникова Галина Сергеевна,  воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 «Радуга», г.Рыбное, Рязанской области.

г. Рыбное, 2019

1.Информационная карта проекта

Тема:  «Формирование природоохранных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством   малых жанров    устного народного творчества»

 

«Проблемы образования, и особенно экологического образования, имеют абсолютный приоритет перед всеми другими целями общества».

Моисеев Никита Николаевич (российский учёный, математик, механик)

  Автор проекта:    Овчинникова Галина Сергеевна, воспитатель

Продолжительность:   средней продолжительности   (09.01.2019г.- 30.06.2019г.).

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), родители воспитанников.

Актуальность

Формирование природоохранных навыков — как одна из сторон экологического воспитания — важная задача в работе педагога ДОО.   Знание того, “что такое хорошо и что такое плохо”, не всегда руководит  поступками и действиями детей. Хорошими помощниками педагогу, позволяющими пробудить “разум сердца”, являются  малые жанры устного народного творчества: пословицы, заклички, загадки, имеющие экологическую направленность. В  них отражен весь опыт уважительного отношения наших предков к природе. Они имеют не только познавательное, но и воспитательное значение и являются для детей доступным источником знаний и сведений об окружающем мире.        Пословицы, заклички, загадки – это большой кладезь  мудрости народа в отношениях с природой, ключ к познанию окружающей среды.

Цель:     способствовать формированию   навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.   

Задачи:

  1. Воспитывать экологическое сознание, познавательный интерес, желание сохранять природу.  
  2. Познакомить детей с пословицами, закличками, загадками экологической направленности.
  3. Учить  предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.    
  4. Развивать творческое воображение и эмоциональное отношение к поэтическому слову.
  5. Учить детей отражать свои впечатления  в  изобразительной деятельности.

Задачи для педагога:

  1. Изучить  уровень мотивации  детей к природоохранной деятельности     на этапе реализации проекта.
  2. Сформулировать цель проекта на основе изученных проблем,  составить план деятельности по достижению цели.
  3. Разработать   конспекты занятий, сценарии бесед  по теме проекта.
  4. Подготовить наглядные пособия, обеспечивающие успешное освоение задач проекта.
  5.  Организовать    реализацию  практического этапа  проекта.

Задачи для родителей:

  1. Вовлечь в совместную с детьми деятельность.
  2. Повысить компетентность в  вопросах     формирования у детей природоохранных навыков посредством пословиц, закличек, загадок, имеющих экологическую направленность.

Ожидаемые результаты:

  1.  Дети знают   пословицы, заклички, загадки, способствующие формированию природоохранных навыков.
  2. Расширились  знания детей  о последствиях своих действий по отношению к природе.
  3.  Обогатился словарный запас детей   образными словами, сравнениями, названиями природных объектов.
  4.  Повысился уровень мотивации к природоохранной деятельности.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

 -Игра-викторина  «Знатоки народной мудрости»

-Создание  ЭКО-сундучка

 Краткое содержание проекта:                                                                                                                 

Данный проект позволит  расширить экологический кругозор детей, усилить эстетическое восприятие природы, услышать   ее голоса,  увидеть ранее не замеченное,   развить отзывчивость, сочувствие ко всему живому. Знакомство с малыми жанрами   устного народного творчества  будет способствовать приобщению к духовным ценностям народной культуры,  воспитанию уважения к родной природе.

Этапы проекта

1. Организационно-подготовительный:                                                                                                                                  

 - Определение проблемы.   

-Определение цели и задач проекта.

-Составление плана действий.                                                                                                                          

-Обсуждение проекта с родителями и детьми, выбор источников информации.

-Подготовка практических материалов для реализации проекта.

2. Практический этап:                                                                                                                                                 

- Организация мероприятий по достижению цели проекта,  решению поставленных задач

3.Контрольно-оценочный  этап    

-Оценка степени достижения  цели  проекта.   

- Презентация  проекта

-Рефлексия воспитателя после выполнения проекта.

 

 

План реализации проекта

Образовательная область

 

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Непосредственно-образовательная деятельность

Время проведения

Образовательный цикл «Народная мудрость в пословицах»

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Отношение наших предков к природе»    (с показом презентации).                          

_____________

Январь-февраль  

Познавательное развитие 

 

-Просмотр видео-фильма «Что такое пословица?»                                                                   - Беседа « Пословицы русского народа, отражающие тему бережного отношения к природе».

 

Речевое развитие

 -Чтение пословиц  о бережном отношении к природе.                                               -Игра «Продолжи пословицу».                                                -Заучивание пословиц с помощью мнемодорожек.                                           -Игровые  задания: «Вспомни пословицу по картинкам»,  «Составь рассказ по пословице с помощью картинок».                                     -«Веселый тест Игровое упражнение по пословицам».                                                                                               –Игра «Экологический микрофон»  (объясни смысл пословицы)                                

  

____________

Художественно-эстетическое развитие

   ______

 

  Рисование «Рисуем пословицу»

Образовательный цикл «Обращение к силам  природы с помощью закличек»

Физическое развитие

  Народные  игры:  «Идет Матушка Весна», «Грачи летят»

Физкультурный досуг  «Птиц встречаем – весну закликаем»

Март -апрель

 

Познавательное развитие

-Беседа «Заклички-жанр народного фольклора».                                                   - Просмотр видео-фильма «Заклички»                                                  -Просмотр мульфильма «Дождик- закличка»                       

___________

 

Речевое развитие

-Заучивание  закличек   с помощью мнемодорожек.                                                         -Словесная игра «Подбери рифму к объекту обращения»                            

________

Художественно-эстетическое развитие

 -«Нарисуй иллюстрацию к любой закличке»                                                                

________

Образовательный цикл «Тип загадки -  природа и человек»

Познавательное развитие

-Беседа  «Древний жанр народного творчества»                                                                 - Просмотр видео «Загадки  о природе»                                                 - Досуг «Отгадывает загадки о природных явлениях»

_________

Май-июнь

Речевое развитие

-Чтение художественной литературы «Русские народные загадки, пословицы, поговорки». Составитель  Ю.Г.Круглов                     -Составление экологических загадок по опорным схемам.                         –Заучивание загадок с помощью пиктограмм.

______

 

Художественно-эстетическое развитие

-Оформление альбома «Отгадай загадку и нарисуй отгадку»                                                                       -Выпуск стенгазеты    «Мудрость народа нас учит любить природу!                                                                              

___________

             

 

 

Формы работы с родителями:

-Анкетирование родителей «Использование фольклора в воспитании экологической культуры у детей» (январь).

-Консультация «Влияние малых форм устного народного творчества на формирование экологических убеждений ребенка» (февраль).

-«Нарисуй иллюстрацию к пословице» (февраль)

-Выставка творческих работ к празднику Сороки «Такие разные птицы» (март)

-«Нарисуй иллюстрацию к любой закличке» (апрель)

-Оформление альбома «Отгадай загадку и нарисуй отгадку» (май)

 Список используемой литературы:  

  1. Фольклорно-экологические занятия с дошкольниками 5-7 лет. Автор-составитель Г.А.Лапшина Издательство «Учитель» 2012
  2. Солнышко, покажись! Красное, нарядись! Русские народные детские скороговорки, считалки, заклички, игры, приговорки. Москва «Детская литература» 1977
  3. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Автор-составитель Ю.Г.Круглов- М: Просвещение, 1990
  4. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Детские экологические проекты. –СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.-176С.
  5. А.И.Иванова «Мир природы:Четыре времени года» - М.:ТЦСфера, 2018. – 128с.

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz