Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 18.04.2024, 17:23 |
МБДОУ "Детский сад №4 "Радуга" | |
Приветствую Вас Гость |
|
Педсовет "Игра - как форма организации детской жизни"Педсовет «Игра-форма организации детской жизни» Цель: -определить пути совершенствования в организации игровой деятельности; - выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности. Вступление. Игра-что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А.С.Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Игра-ведущая деятельность дошкольника. Игра – это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом. -В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы. -В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью образных действий. -В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками. -В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли. -В игре значительно легче подчиняться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. -В игре ребенок развивается духовно, так как он живет в мире игры, сказки, фантазии, музыки, творчества. Игра начинает входить в жизнь ребенка уже в раннем возрасте. По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессиям родителей, знакомых, «сами становятся родителями». Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что свои чувства и переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве берет начало в детской игре. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, воздействию на ребенка, видов используемых предметов, происхождению и т.д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию игр. Примеры нескольких классификаций, имеющих место в дошкольной педагогике.
Сюжетно-ролевые:
Игры с правилами:
Творческие:
Игры с правилами:
Игры, возникающие по инициативе ребенка:
-сюжетно-отобразительная; -сюжетно-ролевая; -режиссерская; -театральная. Игры, возникающие по инициативе взрослого:
- дидактические; -подвижные; -сюжетно-дидактические.
-игра-забава; -игра-развлечение; -театрально-постановочные; -интеллектуальные; Празднично-карнавальные. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей:
-сюжетно-ролевые; -строительно-конструктивные; -режиссерские; -игры-драматизации; -игра-экспериментирование. * Дидактические игры: * Подвижные игры. 2.Педагогическое руководство играми детей. Игра-это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия. Однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые должны руководить играми детей, создавать условия для их возникновения и развития. Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность).Педагог должен создавать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции – это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера. Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещение. Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходит на помощь при затруднении, не навязывать сложных, непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка. Условия успешного руководства игрой:
Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру не остается времени, так как родители поставлены в довольно жесткие условия. И даже если у ребенка есть время на игру, он всем остальным играм предпочитает компьютерные, или засядет за телевизор. Это мы раньше часами бегали во дворе, малыши, подростки, а иногда и родители. Игра не возникает сама по себе, она передается от одного поколения детей к другому, от старших к младшим. В настоящее время эта связь прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым играть некогда…. Аналитическая часть. Итоги тематической проверки «Создание условий в ДОУ, формирующих игровую активность детей». Консультация «Создание музыкальной предметно - развивающей среды в группе детского сада» (Айзенберг Т.Б. – музыкальный руководитель). Консультация «Речевой уголок в группе, как часть предметно – развивающей среды группы» (Гурова Н.А. –учитель-логопед). Практическая часть
Вопросы и ответы к игре. Вопрос 1. «Что требуется для развития игровой деятельности? Ответ: иметь разнообразные знания об окружающей современной жизни, о взаимоотношениях людей; обладать необходимыми для игры конструктивными умениями; чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное, эмоциональное отношение к окружающему. Вопрос 2. Какой должна быть предметно-игровая среда? Ответ: -последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с психологическим возрастом детей; -учет гендерных особенностей и предпочтений детей; -стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальных творческих проявлений; -соответствие образовательной программе, реализующейся в детском саду; -направлена на развитие целостных ориентаций ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, развитие положительных отношений между детьми. Задача игры – помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета. Предметно-игровая среда должна этому способствовать, а не мешать. Вопрос 3. Какова роль взрослого в организации детской игры? Ответ: Взрослый руководит игрой, создает условия для ее возникновения и развития. Игре нужны сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что-нибудь новенькое, неизвестное. Поддерживать и развивать сюжет, придуманный самими детьми. Вопрос 4. Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре? Ответ: фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное произвольное поведение. Вопрос 5. Назовите игрушки по группам: -игрушки, моделирующие семейные отношения (куклы, кукольная мебель, комната и дом для кукол, посуда, телефон, расчески, щетки…); -игрушки, моделирующие отношения вне дома (дикие и домашние животные, мягкие игрушки, различные виды транспорта, техника, игрушки, связанные с трудом других людей (парикмахерская, доктор); -игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояний (военизированные игрушки – солдатики, пистолеты, наручники, подушки, боксерские груши, маски, головные уборы, надувные мячи). Запрещать детям военизированные игрушки не надо. Даже если убрать из детского сада пистолеты и автоматы, ребенок все равно найдет возможность поиграть в «войнушку», найдя для этого подходящую палочку, похожую на пистолет. Вопрос 6. Чем отличается сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация и режиссерская игра? Ответ: Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Основная характерная черта с/р игры- самостоятельность детей. Элементы с/р игры: игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли. Игра-драматизация представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений; герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, измененные детской фантазией – сюжетом игры. Ребенок может сюжет видоизменить. В режиссерской игре ребенок, проявляя фантазию и творчество, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют предметы, игрушки. Взяв тему, ребенок развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Главный компонент режиссерской игры – речь. Вопрос 7. Должен ли воспитатель участвовать в с/ролевой игре? Ответ: конечно должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен подсказать своим воспитанникам что-нибудь, поддержать и развить сюжет, придуманный детьми. Вопрос 8. Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре? Ответ: дошкольникам совсем не безразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослыми в игре? Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища по игре.
Заключение. Наши дети растут в непростое время, и все же они – надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие детей в игре; с ее помощью он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или нет, нам приходиться руководить им, а ему подчиняться или сопротивляться. Игра – это чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям громоздкие формы нашего существования. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный хостинг uCoz |