Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 01:18

МБДОУ "Детский сад №4 "Радуга"

Меню сайта
Наш опрос
Опрос для родителей: Чего, по вашему мнению, должно быть больше в детском саду?
Всего ответов: 50
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Педсовет "Творчество с помощью ТРИЗа"

Педсовет №3

Тема: «Творчество с помощью ТРИЗа»

(от 16.02.2017г.)

Цели:

-расширять знания педагогов в области ТРИЗ-педагогики;

-способствовать формированию творческой личности, которая может успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи;

-определить типичные качества творческой личности.

Вступление.

  • педагогика появилась в нашей стране в 80-е годы прошлого столетия. В ее основу легла Теория Решения Изобретательских Задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером (г.р.15.10.1926), изобретателем, писателем-фантастом. Он сформулировал основное положение : «Все системы развиваются по определенным законам; эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения открытых изобретательских задач».

Вообще, изначально ТРИЗ создавалась вовсе не для детей, а для серьезных инженеров-практиков, которым нужно было решать сложные технические задачи на производстве. Однако сейчас как в нашей стране, так и за рубежом эту теорию применяют и в других областях жизни. В том числе и в качестве методики раннего развития. Главная цель ТРИЗа — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы.

Развитое воображение, а тем более творческое, необходимо для любого человека, и развивать его надо с раннего возраста.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов, путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Существуют 2 вида воображения (по Л.Выготскому):

  • Воссоздающие – это представление новых объектов в соответствии с их описанием, схемой;
  • Творческие- самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности.

Дети любят фантазировать, мечтать, придумывать что-то интересное, необычное. Перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей, помочь вступить ему в мир творчества, воображения и фантазии.

Нам, как правило, запоминается что-то необычное, особенное, придуманное нами. Тоже самое, и у детей. Поощрение творческих проявлений очень важно в дошкольном возрасте. У дошкольника вся его жизнь пронизана фантазией, творчеством.

Школа предъявляет особые требования к памяти, мышлению, и нередко воображение ребенка, не получив должного развития в дошкольном возрасте, постепенно тускнеет и уж далеко не всегда проявляется у взрослых. Основная концепция посредственной школы –приучить учеников к запоминанию материала. В хорошей школе требуется понимание материала, и лишь отдельные учителя могут подготовить ребенка к сотворению нового материала.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (А.Дистервег).

В тех случаях, когда взрослые поддерживают искру творчества и фантазии в ребенке, воображение его может принести чудесные плоды в более старшем возрасте. Развитие воображения ребенка требует особого внимания еще и потому, что в детском творчестве проявляются личность ребенка, его эмоции, чувства, настроение. Н.А.Ветлугина отметила, что в творчестве ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое о себе.

Очень ярко проявляется творческое воображение в игре. Игры наших детей еще бедны и оттого, что у детей недостаточно развито именно творческое воображение. Ребенок не может придумать что-то новое, этому его не учили. А если ребенок начинает фантазировать, выдумывать, задавать самые неожиданные вопросы, экспериментировать с неподходящими вещами, мы начинаем испытывать неудобства.

Кому нужны детская неумная фантазия, нетерпимость к стандарту, желание поспорить и не согласиться. Отсюда вопрос: хотим ли мы, чтобы у нас росли «неудобные», творческие дети? налицо противоречие: обществу для продвижения вперед нужны творцы, а школа не формирует у учеников творческий тип деятельности.

«В возрасте от 3 до 7 лет ребенок должен спрашивать со скоростью 31 вопрос в час. А к какому общению привыкли наши дети? вопрос – и сразу готовый ответ, совершенно не заставляющий думать! И вырастает потребитель, умеющий переработать полученную информацию, а вот добыть, узнать, сотворить новое-он не привык, не может, не научили» (А.М.Струнин).

Чтение. Стихотворение в прозе. (В.А.Степанова. Педагогическая мастерская/начальная школа, №1 /1999).

Прочитав это стихотворение, стоит задуматься: о какой творческой личности может идти речь? Маленькие мученики отжившей системы –механическое повторении, механическое заучивание, копирование… творца, первооткрывателя вытеснил исполнитель.

И все-таки взрослые поняли, что человека легче учить, чем переучивать. Что личность-она и в год личность, в отличие от взрослого думает постоянно, на каждом шагу решая глобальные для своего возраста проблемы, ежеминутно сталкиваясь с противоречиями и необъяснимыми законами природы вот тут-то и можно было ему помочь в познании мира, научить ребенка думать неординарно, научить искать, решать свои проблемы самостоятельно.

Теоретическая часть.

Цель ТРИЗа сделать так, чтобы каждому человеку было доступно творчество самого высокого уровня. Воспитать творческую личность может только творческий педагог.

Главная цель ТРИЗа – формирование творческой личности, которая может успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи. ТРИЗ – это и теория развития творческой личности. Качества творческой личности, которые были сформированы Г.С.Альтшуллером и его учеником И.М.Верткиным:

-наличие достойной цели;

-наличие планов достижения цели;

-высокая работоспособность;

-умение решать творческие задачи;

-умение продолжать работу, несмотря на трудности, неудачи.

Для того, чтобы личность развивалась творчески, нужно запомнить 10 условий развития творческой личности (А.Страунинг, Л.Курбатова).

  1. Начинать развивать ребенка надо как можно раньше.
  2. Безопасное окружение ребенка в психологическом плане, так как ребенок в силу неустойчивости психики может быть напуган новым, неизвестным.
  3. Каждый день работы – поиск. Педагог не должен давать готовых ответов, раскрывать истину, ребенок находит ее сам. «Помоги мне это сделать самому» (М.Монтессори).
  4. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, явлении, веществе, событии (игра «Хорошо-плохо»). Постоянно создавать противоречия.
  5. Учить разрешать противоречия. С помощью приемов и методов познакомить с ними детей.
  6. Большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы.
  7. Свобода должна быть разумная, а помощь ненавязчивая.
  8. Помочь ребенку справиться с разочарованиями, сомнениями, иногда с завышенной самооценкой (когда мое –самое лучшее), уважать чужие идеи, мнения.
  9. Спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы не всегда можно ответить, иногда на это уйдет время.
  10. Не давать отрицательных оценок (нет, неверно, неправильно). Все, что ребенок аргументирует, -верно, это его точка зрения, и ее надо уважать.

Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ –педагогике является система творческих заданий. Предлагая дошкольникам эти задания, важно учитывать дидактические принципы:

  1. Свобода выбора – в любой деятельности нужно предоставлять ребенку право выбора.
  2. Открытость –ребенок должен работать с задачами, не имеющими одного правильного решения, он должен находить разные способы этих решений.
  3. Деятельность-постигая новое или закрепляя старое, ребенок должен действовать.
  4. Обратная связь – педагог контролирует, проверяет усвоение детьми знаний, умений, так как в новых творческих заданиях могут быть элементы предыдущих.
  5. Идеальность –творческие задания не требуют специального оборудования, а могут быть спонтанными, неожиданными.

Порой мы очень хотим решить какую-либо проблему, используем, как нам кажется многие способы, но ответа не достигаем. Все дело в том, что мы привыкли к стереотипам, к которым нас приучили с детства. Если ель, то обязательно зеленая, если дом, то обязательно с крышей, с трубой, если газета, то бумажная…

А почему елка не может быть голубой, цветной? Дом можно изобразить в виде норки для животного, а газета может быть лесной, телевизионной.

Это в нас срабатывает психологическая инерция, и человек идет по стандартному, наиболее привычному пути.

Что же порождает психологическую инерцию, т.е.психологические барьеры:

  • желание не отличаться от других, быть как все, не быть «белой вороной».
  • Боязнь критики, показаться глупым, смешным.
  • Боязнь трудностей, противоречий.
  • Страх перед дефицитом времени.
  • Боязнь вторгнуться в «чужую» область, показаться дилетантом в ней, «зайти со своим уставом в чужой монастырь».
  • Завышенная самооценка, излишняя самоуверенность.
  • Функциональное зрение: видеть только определенную фукцию данного предмета, явления (карандаш – только для рисования, а он может быть и ручкой для флажка, колышком и т.д.), мышление в одной плоскости..

Методы снятия психологической инерции

Антисистема.

  • мы не даем терминов, а объясняем данное понятие. Термин – неотъемлемая часть знаний. Он помогает специалистам понимать друг друга, повышает эффективность их работы. Но для изобретателя термин – помеха, ширма для психологической инерции. Например, мы просим детей нарисовать то, на чем можно сидеть, но при этом не называем термин «стул». Или предлагаем нарисовать то, где можно жить (вместо того чтобы назвать термин «дом»).
  • Начинаем вместе с детьми перечислять действия наоборот. Например, вносим в группу хрупкий предмет (телевизор) и, вместо того чтобы начать читать детям нотации (нельзя его трогать, включать самостоятельно, стучать по нему) спрашиваем у детей: отчего может сломаться этот предмет? (он может сломаться, если мы его будем неправильно включать, стучать по нему). При этом дети сами делают выводы, как обращаться с вещью.

Эмпатия.

Эмпатия –чуствование, вживание. Человеку надо вжиться в данный образ, войти в роль кого-либо или чего-либо. При этом ребенок начинает говорить и действовать от имени этого объекта. Например, можно попросить ребенка описать яблоко. И вы увидите, насколько скудным будет описание.

А можно его описать с точки зрения червяка, живущего в яблоке, яблони, воробья, сидящего на яблоне. С помощью этого метода можно работать с картиной. Дети заранее определяются, кем или чем они будут на этой картине (стулом, окном, цветком и т.д.).

Попробуйте, и вы увидите, насколько интереснее, увлекательнее будут рассказы детей. Методы ТРИЗ используют в решении нравственных проблем

Методом эмпатии формируются положительные черты характера детей: сострадание к живым объектам — животным, растениям; человеколюбие, доброта. Умение поставить себя на место другого человека, предмета, предупреждает от отрицательных поступков, дел.

Изображение нестандартными средствами.

Когда нас просят нарисовать что-то на листе бумаги, мы делаем это с помощью линий, штрихов, либо мазков. А оказывается, можно изобразить тот же дом листиками, кругами, хвостами, геометрическими фигурами.

Так же можно рассказать рассказ или стихотворение, которые составляются из одних существительных или из одних прилагательных. Рассказ может состоять из глаголов, наречий и т.д. рассказ можно изобразить жестами, мимикой, рисунками (комикс).

Практическая часть.

Игра «Путешествие во взрослой Фанталии» (педагоги делятся на две команды, им предлагаются творческие задания).

  • Найди лишнюю пословицу:
  1. «Хвастать – не косить: спина не болит»
  2. «Не спеши языком – торопись делом»
  3. «Язык до Киева доведет»
  4. «От слова до дела –сто перегонов»
  • Найди пару.
  1. «Кто грамоте горазд – тому не пропасть»
  2. «Руби дерево по себе»
  3. «Знания никому не в тягость»
  4. «Без корня и полынь не растет»
  5. «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»
  6. «По Сеньке и шапка»
  • Придумайте окончание пословицы.
  1. «Волков бояться………………………»
  2. «Что в воду упало, то…………………»
  3. «Сколько волка не корми…………….»
  4. «Без труда……………………………..»

  • Придумайте движения к стихотворению.

Кошка ходит по-кошачьи,

Ходит крадучись она.

А собака-по собачьи

Ходит гордости полна.

По –утиному утенок

Чуть вразвалочку идет.

По-козлиному козленок

Скачет рожками вперед

По-лосиному красиво

Ходит лось в лесу густом.

По-мышиному пугливо

Семенит мышонок в дом.

По-слоновьи ходит слон,

Тяжело ступает он.

В.Степанов

  • Игра «Теремок» (каждый участник игры получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает картинку и становится хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку и проводят с хозяином следующий диалог).

Тук-тук, кто в теремочке живет?

Я (мел), а ты кто? (а я, лист бумаги. Пустишь меня в теремок).

Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож (гость сравнивает общие признаки рисунка и называет их).

  • Как бы могла закончиться притча Бруно Ферреро «Соседи»

Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро ………………как бы вы продолжили? (помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
- Кто чем богат, тот тем и делится!).

  • Придумайте необычное, интересное начало занятия.

Например: «Если вы любите отгадывать и загадывать загадки, решать сложные задачи……Я приглашаю вас заняться этим»

-тем: «птицы зимой», «снежное царство», «в гостях у гнома-часовщика», «пожар в лесу», «сбор урожая».

Заключение

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник, если вам нравится, когда глаза детей блестят, если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия, если вы желаете общаться с умными, думающими детьми, если вы хотите получить ключ к творчеству, сочинительству, займитесь ТРИЗом!

Использованные источники:

Л.В.Минкевич «Тематические педсоветы в дошкольном учреждении». Москва, 2012

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz