Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 15:08

МБДОУ "Детский сад №4 "Радуга"

Меню сайта
Наш опрос
Опрос для родителей: К кому Вы больше прислушиваетесь в вопросах воспитания своего ребенка?
Всего ответов: 28
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Предметно-развивающая среда как средство эстетического развития дошкольников

« ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА, КАК СРЕДСТВО   ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда  в образовательном учреждении.   Среда, в образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. «Это - человеческое творчество, это культура».     Среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразных способов ее создания.

При организации эстетической развивающей среды, должны учитываться четыре аспекта, составляющих окружающую среду: предметный, природный мир, архитектурно-пространственная среда, социальный аспект.

Интерьер помещений должен нести определенную информацию, способствовать развитию детей и обеспечивать им необходимый психологический комфорт.  В оформлении можно использовать потолочную плитку, самоклеющуюся пленку, поролон.  Интерьер группы должен радовать, восхищать и удивлять.

Большое внимание созданию среды, способствующей культурному развитию ребенка и активизирующей его творческую деятельность, уделял в своей педагогической теории и практике Л.Н. Толстой.  В освоении ребенком среды значительную роль он отводил взрослому и как носителю культуры, и как побудителю детского творчества. Предметно-развивающая среда имеет большое воспитательное значение, поэтому необходимо принимать практические меры по ее улучшению. В этой работе необходимы совместные  усилия семьи и детского сада.

Деятель культуры  Е.А.Флерина  предлагала активно включать старших дошкольников  в создание  эстетической среды. Она подчеркивала, что включение ребенка в преобразование окружающей обстановки является фактором формирования творческой активности ребенка,   способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде. Предметно-пространственная среда имеет огромное  значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность. На ребенка оказывает влияние любая среда, и это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

 Предметно- развивающая среда   должна учитывать интересы и потребности  ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности,  не содержать  пестроты,  перегрузки предметами и иллюстративным материалом и  организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.   У педагога же зачастую «нет времени», она не обращает внимания на просьбы детей или не разрешает брать требуемый предмет, чтобы потом не убирать его. Все это, безусловно, отрицательно сказывается на желании детей заниматься любимым видом деятельности, так как, получив один-два раза отказ от воспитателя, ребенку уже не хочется просить его о чем-то еще раз.

Так же важно приучать детей все материалы убирать на место т.к. порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз,  создает хорошее настроение,   материалы могут понадобиться для занятий другим детям или  этому же ребенку.

Развивающая среда должна приобретать специфический характер в зависимости от типа образовательного учреждения, внутренней его планировки и размещения групп, быть многофункциональной, яркой, разнообразной, меняющейся.

Дети активные участники создания развивающей среды. Они учатся красиво сервировать столы, вовремя убирают игрушки, ухаживают за своим внешним видом, эстетическим видом своего рабочего места на протяжении всего занятия, за комнатными растениями и животными в группе.

 Эстетически развивающую среду образуют и произведения художественного творчества детей. Среда, оформленная детскими произведениями, имеет огромное общеразвивающее значение. Дети видят каждый свое произведение среди других, могут сравнить, понять их достоинства. Это пробуждает их творческую активность. 

 В материальном окружении дошкольника  должны присутствовать   игрушки, обеспечивающие для данного возраста развивающий эффект, разнообразные предметы-заместители: природный материал, дощечки, веревки, поролон, картон, бумага и прочие. Именно предметы – заместители и модули обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно манипулировать ими, менять сюжет без особых материальных затрат.

Объекты для наблюдения за живой природой в группах  должны иметь   презентабельный, ухоженный   вид.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Окружающая обстановка очень много значит в жизни и воспитании детей, способствует пониманию детьми прекрасного, формированию эстетического, художественного вкуса, художественно-творческих способностей.

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz