Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 03:15

МБДОУ "Детский сад №4 "Радуга"

Меню сайта
Наш опрос
Опрос для родителей: Принимаете ли Вы участие в жизни детского сада?
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Разбираем ФГОС ДО вместе

«Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе»

ФГОС ДО выделяет в качестве основной задачи дошкольного воспитания необходимость нравственного развития детей и создание условий для присвоения детьми моральной позиции. Эта задача должна решаться на основе объединения обучения и воспитания в единый целостный процесс. Нравственные ориентиры воспитания являются основой всей системы дошкольного образования и пронизывают все сферы развития и виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста, т.к. дошкольный возраст – период наиболее стремительного развития личности ребенка, ускоренного формирования его физического и психического облика.  Акцент в развитии ставится на активные, целенаправленные действия детей.  Моральное развитие осуществляется на основе деятельностного включения детей в выполнение моральных действий,  в результате  которых  у детей формируются знания, умения и навыки в области нравственности и предпосылки для моральной компетентности личности. Важной целью нравственного развития личности, согласно  ФГОС, выступает формирование у ребенка положительного отношения к миру, другим людям и себе.  В дошкольном детстве у детей формируется такое качество личности, как «вера в справедливый мир», развиваемое в двух направлениях. Во-первых,  дети считают, что любой проступок повлечет за собой наказание, а хорошее поведение будет вознаграждено.   При этом поощрение и наказание не обязательно следует непосредственно за действием, но обязательно  связаны с его моральным значением: сделал кому-то плохо и тебе придется столкнуться с чем-то неприятным, сделал добро другому человеку и в твоей жизни обязательно произойдет  что-то хорошее.  Второе направление «веры в справедливый мир» - возникновение интуитивной чувствительности к ситуациям несправедливости.  Столкновение с несправедливостью очень травматично для дошкольников, поскольку разрушает базовую веру в справедливый мир.  В дошкольном возрасте эта вера становится очень мощным и эффективным инструментом саморегуляции собственного  поведения. Таким образом,  воспитатели в своей ежедневной практике должны быть аккуратны, тактичны, сдержанны при оценивании поведения и личности ребенка, так как их оценка имеет чрезвычайно важное значение для становления личности дошкольников.

В дошкольном возрасте развитие моральных оценок по-прежнему связано с оценками взрослого, но добавляются такие источники моральных норм, как художественная литература, игровые правила, общение со сверстниками. У старших дошкольников формируются образцы-эталоны, с которыми он соотносит  свое поведение.  Первоначально контроль осуществляется по отношению к сверстнику, затем последовательно формируется нравственная самооценка.  Обращаясь к взрослому с «жалобой» на другого ребенка, дошкольник не «ябедничает» утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило, примеривает ситуацию нарушения нормы другим ребенком к собственному пониманию правила. Оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, проверяет верность своего поведения.  Иными словами,  дошкольник способен действовать не только под  непосредственным контролем взрослого, но и без его прямого участия. Формируются внутренние регуляторы поведения.

Все виды детской деятельности, но прежде всего игровая, создают условия для социального экспериментирования и присвоения моральных норм через совместную игровую деятельность.  Нормы морали в игровой деятельности присваиваются и становятся регуляторами не только игровых отношений, но и реального поведения детей. В процессе нравственного развития моральные нормы постепенно превращаются из внешних требований во внутренние мотивы поведения.

Целевые ориентиры нравственного развития дошкольников:

Ориентация на человека.   За каждой моральной нормой, требованием, образцом должен явно присутствовать человек (взрослый или сверстник), на которого направлено моральное действие. За каждой моральной нормой стоят отношения с людьми. Дети должны понимать, кому «станет плохо» и почему, если не соблюдать моральные нормы, не ориентировать в своем поведении на мораль. И наоборот,  кому «станет хорошо», если моральные нормы соблюдать.  Запреты и требования в жизни ребенка должны  основываться на ориентации на другого человека.

Ориентация на культуру.  Формирование гражданской идентичности, патриотической позиции, представлений о своей стране и родной культуре неразрывно связано с нравственным развитием ребенка.  Моральное развитие осуществляется через приобщение к культурному наследию  русскому народа в виде сказок, пословиц, поговорок.

Развитие морального мышления.   Задача дошкольного  воспитания и развития – обучать детей анализировать ситуации социального взаимодействия, искать альтернативные решения. Необходимо стимулировать детей на поиск собственных решений, удовлетворяющих разным критериям (справедливости, взаимопомощи, альтруизма). Важно показать детям возможность анализировать, «взвешивать» ситуации взаимоотношений, конфликтов и стремиться понять их смысл. Развитие морального мышления связано с формированием умения рассуждать по поводу ситуаций, содержащих моральный конфликт, и умения обращаться к разным моральным нормам и правилам.

Формирование эталонов, критериев нравственных понятий.  На занятиях в ДОУ вводятся полярные эталоны: добро – зло, честность – ложь, щедрость – жадность, справедливость – несправедливость и др. Эти эталоны способствуют развитию нравственных отношений между людьми и помогают четко соотносить разные поступки к тому или иному полюсу.

Формирование осознанного отношения к нравственности.   Нравственное развитие достигается через рефлексивное осознание моральных норм, которые играют важную роль в собственной жизни ребенка.  Ребенок способен описать свое поведение, примерить моральное правило на себя, иметь опыт реализации правила в модельных ситуациях. 

Закрепление в ведущем типе деятельности.   На занятиях поощряется инициативное поведение, активное взаимодействие детей.  Необходимо организовывать  проигрывание ситуаций морального взаимодействия и морального выбора.   В игровой форме для детей создаются благоприятные условия для присвоения моральных норм, способности вставать  на позицию другого, соблюдения социальных и моральных правил.

Закрепление через житейские понятия.   Повседневное общение с детьми  должно включать примеры «народной мудрости» - пословицы, поговорки, игровые припевки  и подобные материалы, подтверждающие существование нравственных правил в повседневной жизни.

Саморегуляция.  Необходимо ориентировать ребенка в компонентах самооценки, используя вопрос:   «Какое поведение оценивается как хорошее (плохое) и почему?, прием самооценивания «Кто так поступает?», «Ты поступаешь как кто?», формирование позитивного «образа Я». Развивающая среда должна стимулировать представления ребенка о себе как о личности: какой я? какими качествами обладаю?, что я умею?, что меня отличает от других?

Волевое развитие.  Формирование способности к волевым усилиям, следовать социальным нормам поведения и правилам, развитие произвольности как возможности строить свое поведение в соответствии с определенными правилами. Произвольность наиболее продуктивно развивается в сюжетно-ролевой игре, где соблюдение правил становится удовольствием  и окрашено позитивным эмоциональным отношением. Режимность, последовательность, разумность правил организации жизни детей, отсутствие необоснованных запретов и  учет возрастных особенностей детей – основа для развития волевого усилия.

Развитие эмпатии.    Занятия включают в себя  целенаправленное развитие эмпатии, сопереживания, вчувствование  в эмоциональное состояние героев моральных ситуаций, литературных персонажей, развитие эмоциональной сферы, формирование ориентации на социальные чувства.

Формирование децентрации (осознание позиции других людей, попытки понять их точку зрения).

Развитие взаимодействия.   Формирование умения находить комплексные, интегративные решения конфликтных ситуаций, ситуаций морального выбора, т.е. поиск объединяющих решений, направленных на удовлетворение запросов, интересов каждого, но на новом уровне.

Взаимодействие с родителями и обеспечение переноса.   В ходе реализации программы морального развития детей обеспечивается перенос морального правила в текущую жизнь, каждодневную практику взаимодействия.  Это обеспечивается работой педагогов и участием родителей.  Работа с родителями осуществляется через домашние задания, тематические круглые столы, информационные стенды. Родители информируются о занятиях, связанных с нравственным развитием детей, им предлагается смоделировать, обсудить, проиграть моральные нормы с детьми в семье, обратить внимание ребенка на важность моральных норм для семейных отношений и общения между людьми в целом.

Критериями мониторинга нравственного развития детей выступают следующие показатели:

-оценка развития морального мышления дошкольников (знание правил социального и морального поведения, способность рассуждать по поводу моральных дилемм, способность обосновывать свой моральный выбор);

-оценка развития моральных эмоций (сформированность сочувствия, эмпатии,  сопереживания взрослому и сверстнику, а также чувство стыда как готовность менять свое поведение в случае нарушения моральных норм);

-оценка развития ценностных ориентаций (способность устанавливать иерархию ценностей, выделять ценности общения и взаимопомощи, ценности честности и справедливости);

-изучение реального морального поведения (готовность соблюдать моральные нормы в реальном общении со взрослыми и сверстниками, использование в жизни моральных ориентиров).

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz