Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 21:24

МБДОУ "Детский сад №4 "Радуга"

Меню сайта
Наш опрос
Опрос для родителей: Чего, по вашему мнению, должно быть больше в детском саду?
Всего ответов: 50
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Системно-деятельностный подход

 Консультация

«Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса»

 Системно- дятельностный подход — это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества.

Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получает  не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющим его успешность на последующих этапах обучения.     

Системно-деятельностный  подход, заложенный в основу ФГОС, базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зон ближайшего развития.

Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:

·        Ставить цель (например, узнать, почему  на лесной поляне исчезли цветы);

·        Решать задачи (например, как сберечь  лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на поляну);

·        Отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать другим людям).

При реализации системно-деятельностного  подхода учитывается ряд принципов:

1.Принцип субъективности воспитания – каждый ребенок участник образовательных отношений, способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, оценивать свои действия и поступки.

2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов  их смены в формировании личности ребенка. В раннем возрасте - это манипуляции с предметами (катится - не катится, звенит - не звенит и т.д.), а в дошкольном возрасте – игра. Дети принимают на себя различную роль и решают возникающие проблемы.

3. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых. Ребенок узнает новое, еще не изведанное вместе с педагогом.

4.Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности. Ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в  повседневной жизни.

5.Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. У ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать для чего он это делает.

6.Принцип обязательной рефлексии любой деятельности. При подведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены  только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем занимались?»,  «Кто к нам в гости приходил?»). Они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что мы сегодня узнали?», «Для чего вам это пригодится в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным?» «Почему?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней  встрече?», «Что нам надо будет сделать в следующий раз?».  Так ребенок учится анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по   другому.

7.Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности – это воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, толерантность) и социально-коммуникативное развитие (умение договариваться, работать в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей).

8.Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовывать и руководить деятельностью детей (находиться рядом, а не «над детьми».

9.Принцип активности ребенка в образовательном процессе. Целенаправленное, активное восприятие детьми изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Вопросы для активизации детей: «А как ты думаешь?», «Что ты можешь предложить?» (обращаясь к ребенку), отмечает конкретные заслуги каждого ребенка.

Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода:

Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру.

1.     Введение в образовательную ситуацию (организация детей);

2.     Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности;

3.     Проектирование решения проблемной ситуации;

4.     Выполнение действий;

5.     Подведение итогов, анализ деятельности.

1.     Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям возрастной группы (кто-то приходит в гости, в группу вносится что-то новое).

2.     Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности.  Тема образовательной деятельности не должна быть навязана педагогом, он дает возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение), которое активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме.

3.     Проектирование решения проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам  самостоятельно выйти из проблемной ситуации и найти  пути ее решения (где мы можем узнать? Спросите у меня). На этом этапе важно не оценивать  ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.

4.     На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм  деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию. Для решения проблемной ситуации используется дидактический материал, разные формы организации детей (обсуждение проблемы, что для этого можно сделать, выбор вариантов для решения проблемы). Данный этап предусматривает:

·         Нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка (мы знаем…….потому что….;  можно это делать или нельзя).

·        Возможность применения нового знания в повседневной жизни (узнали-сделали).

·        Самопроверку и коррекцию деятельности (как вы думаете мы справились с проблемой ……чьей?).

5.     Этап подведения анализа деятельности включает:

·        Фиксацию движения по содержанию *»Что мы сделали?», «Как мы это сделали?, «Зачем?»).

·        Выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего вам это может пригодиться в жизни?»).

·        Эмоциональную оценку деятельности «У вас было желание помогать….?», «Что вы почувствовали, когда узнали……?»).

·        Рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось  вместе  сделать в команде?».  «У вас все получилось?»).

·        Рефлексия собственной деятельности ребенка («А у кого что-то не получилось?», «Что именно?», «Как вы думаете почему»).

Ссылка на журнал «Старший воспитатель» №1 январь/2016  М.С.Осипенко,  старший воспитатель МБОУ НОШ «Образовательный холдинг «Детство без границ», МО Усть-Лабинский район Краснодарского края

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz