Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 07:26

МБДОУ "Детский сад №4 "Радуга"

Меню сайта
Наш опрос
Опрос для родителей: К кому Вы больше прислушиваетесь в вопросах воспитания своего ребенка?
Всего ответов: 28
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников

Консультация для воспитателей 

октябрь 2018

 "Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников"

Понятие «успех».    В настоящее время слово «успех» - одно из наиболее употребляемых в обстоятельствах, когда люди хотят пожелать друг другу что-либо позитивное. Частота употребления этого слова привела к его девальвации. Она стало языковым штампом: используя его, люди недостаточно четко представляют, какого успеха желают. При этом вряд ли найдется человек, не желающий быть успешным. Согласно источникам слов «успех» впервые встречается в Библии и связано с личностью Иосифа. После многочисленных мытарств (предательства братьев, потери семьи, длительного пребывания на чужбине и др.) он смог стать абсолютно успешным человеком.

Впоследствии философы неоднократно обращались к природе успеха, пытаясь исследовать и познать данное явление (Р.Декарт, Г.Гегель, Л. Витгенштейн и др.) Все они сходились в том, что успех в первую очередь ассоциируется с активностью человека, его деятельностью, выраженной через завоевания и достижения. Именно таким образом, в широком смысле слова рассмотрим успех в рамках данной консультации.

Успех - это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность.

При этом важно обратить внимание на сущностные характеристики этого понятия. Во- первых у него включается только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности. Во-вторых, из понятия «успех» исключаются все случаи связанные с везением, фортуной, удачей - некой манной небесной, свалившийся на человека без приложения каких-либо усилий

Что значит успех для ребенка дошкольного возраста.

Применительно к дошкольникам с социальной, педагогической и психологической точек зрения, успех - это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидание и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе.

В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя). На разных этапах психического развития он по-разному реагируют на нее.

Установлено, что в 3-5 лет у дошкольников наблюдается так называемые неспецифические реагирования, в 6-7 – специфические, которые характеризуются тем, что переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а неуспеха - ее понижению.

Выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам:

- признание конкретного результата ребенка, в том числе и в случае преодоления им каких-либо трудностей;

- признание личности ребенка в целом.

При организации и осуществлении образовательной деятельности педагогу важно помнить, что на основе (на фоне) состояния успешности у дошкольников формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки и самоуважения. А.Белкин отмечает, что если ситуация успеха становится для ребенка постоянный, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

Напротив, эмоциональная неустойчивость, ощущение неуспешности мешают общению ребенка, формированию его взаимодействия в детском сообществе и отношениям со взрослым, могут провоцировать робость, застенчивость, некоммуникабельность или, наоборот, агрессию, неадекватность реакций.

Обоснование ситуации успеха как педагогического средства позволяют максимально развить способности ребенка, его физические и духовные силы. Данная проблематика отражена в работах В.Питякова, Н.Щурковой, которые под успехом понимают субъективное переживание личностью удовольствия от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.

Анализируя влияние ситуации успеха на чувственную сферу ребенка, Н.Щуркова отмечает, что, переживая ее, он испытывает чувство собственного достоинства (он стоит чего- то как человек). К тому же ситуация успеха порождает удовлетворение жизнью на данный момент, а это не что иное, как счастье в одной из его разновидностей.

Какие условия и приемы помогут создать ситуацию успеха.

Формировать успешную личность ребенка нужно начинать с создания поля успеха. Технологическими шагами его построения, по Е. Казаковой, А.Тряпицыной, являются:

- диагностическое исследование (в каких сферах жизнедеятельности ребенок может проявить способности и пережить успех);

- анализ (насколько значительны возможности ребенка, хватает ли ему поля деятельности)

- прогноз (кто из детей имеет преимущество, а кто может оказаться в позиции постоянного поражения);

- проектирование (определение ситуаций достижений, новых видов деятельности).

Выделяя условия создания ситуации успеха, на 1 место ученые ставят создание атмосферы одобрения, радости, которая может быть обеспечена с помощью вербальных и невербальных (мимических, пластических) средств, таких как обнадеживающие слова, мягкие интонации, корректность и доброжелательность обращений, открытая поза (А.Лопатин, В.Питюков, Н. Щуркова). Это помогает ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

Пичугов предлагает следующие педагогические приемы, которые целесообразно использовать для создания ситуации успеха.

Снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнить, - осуществляется с целью преодоления ребенком неуверенности в собственных силах, в положительном конечном результате. Это вербализуется это в следующих фразах: «Для тебя это просто, однако если что-то не получится…», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает», «Люди учатся на своих ошибках и находит другие способы выполнения задач». Таким образом, педагог дает понять воспитаннику, что от него не ожидают абсолютного совершенства, что он имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляет его действия и желание выполнить задание.

Внесение мотива - вместе с целью и описанием предполагаемого результата педагог объясняет ребенку, ради чего или кого это делается. Системообразующим качеством личности выступает ее направленность. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых личность действует, ее мотивы, субъективные отношения к различным сторонам действительности. Социальная направленность деятельности содержит в себе значительный педагогический смысл, поскольку раскрывает перед ребенком значимость его усилий для других людей.

Авансирование успешного результата – вербализуется в следующих фразах: «Имея такие возможности, как у тебя…», «Ты уже неоднократно демонстрировал нам, как нужно преодолевать трудности…», «Ты непременно все сделаешь правильно, ведь…». Для этого диагностируются положительные и сильные стороны личности ребенка (хорошая память, наблюдательность, внимательность, скорость реакции, рассудительность и так далее), на которые педагог может опереться.

Скрытая инструкция - по своей сути является помощью ребенку, поскольку он только учится обходиться без поддержки, опираясь на свои силы. Реализуется путем использования намека, указания, пожелания («лучше начать с…», «Обрати внимание на…»).

Персональная исключительность. Содержанием данного приема является указание важности усилий именно этого ребенка в данной деятельности («Только ты мог бы…», «Только тебе я могу доверить…»), что возлагает ответственность и мобилизует личность.

Педагогическое внушение - эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферы ребенка, результатом чего является появление состояние уверенности, чувство подъема, желания действовать и так далее.

Оценка полученного благодаря детским усилиям результата, при которой ребенок чувствует радость успеха - предусматривает как оценку целостного продукта деятельности, так и деталей, в которых проявилась индивидуальность ребенка, например, использование необычного способа, красивого оформления, оригинального элемента: «Особенно у тебя хорошо получилось….».

Таким образом, можно воспроизвести следующую схему создания ситуации успеха для дошкольников:

- снятие страха

- мотивация деятельности

- авансирование

- скрытая инструкция

- персональная исключительность

- педагогическое внушение

- позитивная и искренняя оценка полученного результата.

Давая возможность переживать ребенку удовольствие от успеха, взрослые тем самым способствует формированию у него мотивации достижения, в том числе достижения успеха. Как обнаружили ученые, она не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причем уже с детского возраста и становится относительно устойчивой в 5-6 лет. П

Приобретённая потребность в достижении успеха в последующих периодах жизни почти не меняется. Она оказывает значительное влияние на социальное поведение человека, его психическое развитие и жизнь в целом.

Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний, показывают низкий уровень тревожности и развиваются более быстро по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz