Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 20:43

МБДОУ "Детский сад №4 "Радуга"

Меню сайта
Наш опрос
Опрос для родителей: Принимаете ли Вы участие в жизни детского сада?
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Социиально-нравственное воспитание дошкольников в деятельности

Консультация  для педагогов

Тема: «Социально-нравственное воспитание дошкольников в деятельности»

 

     Основным принципом отечественной педагогики и психологии является положение о воспитании в деятельности.  В деятельности  создаются  возможности для преодоления формализма в знаниях детей о моральных нормах (когда  дети знают, как себя нужно вести, но поступают по-другому), воспитания нравственно-волевых качеств и доброжелательных отношений со сверстниками: на собственном опыте дошкольники овладевают нормами морали и самостоятельно используют их в качестве саморегуляции поведения. Создание необходимых педагогических условий позволяет решать задачи социально-нравственного воспитания.

Педагогический процесс должен быть построен на основе личностно-ориентированного подхода к его организации.

Существуют две модели построения педагогического процесса: авторитарная  и личностно-ориентированная. Если педагогический процесс  построен  на основе  авторитарного  подхода, то дети становятся объектами деятельности педагога и овладевают только содержанием накопленного человечеством опыта. Проживаемый ребенком период дошкольного детства рассматривается не как самоценность, а лишь как подготовительный этап к дальнейшей жизни.

Построение педагогического процесса на личностно-ориентированном подходе  отрывает большие возможности для развития личности дошкольника, роста его творческих сил. Ребенок рассматривается как субъект деятельности, интересов удовлетворения потребностей в самостоятельности.   При построении педагогического процесса в рамках личностно-ориентированной модели между детьми и взрослым устанавливаются личностные взаимоотношения, деятельность приобретает совместный характер, педагог становится партнером по деятельности и общению.

Педагогические условия, способствующие социально-нравственному воспитанию дошкольников в деятельности:

  • деятельность, предлагаемая детям,  должна осознаваться ими как значимая. Осознание ее смысла и значения формирует нравственно-ценные мотивы, которые побуждают к качественному  выполнению заданий, доведению их до результата, преодолению трудностей;
  • деятельность, предлагаемая детям,  должна быть интересной для них;
  • деятельность должна быть эмоционально насыщенной, способствовать развитию положительного отношения к деятельности, эмоциональному подъему;
  • деятельность, предлагаемая детям, должна содержать в себе достаточные трудности, с учетом возраста детей. Так малыши еще не способны к значительному волевому усилию; упражнения носят игровой характер, с целью вызвать у них активность, интерес к процессу действий, эмоциональный подъем.

Решению задач нравственного воспитания способствует  организация коллективной деятельности, которая объединяет детей благодаря общей цели, распределению обязанностей (ролей), общего результата.   В коллективной деятельности могут возникнуть ситуации, требующие взаимодействия и согласованного мнения партнеров.

В дошкольной педагогике большое значение уделяется правилам в нравственном воспитании детей, которые призваны регулировать поведение детей в коллективе сверстников. Знание правил помогает детям соотносить свои поступки с объективными требованиями, оценивать свое поведение и поступки окружающих, помогает строить взаимоотношения, содействует взаимопониманию между дошкольниками.  В своей практике педагоги используют «правила-ограничители» (запреты) и «правила-побудители». Отрицательное воздействие «правил-ограничителей» состоит в том, что они лишь запрещают нежелательные действия, но не содержат рекомендаций о том, как надо действовать в сложившейся ситуации. Положительное воздействие «правил-побудителей» состоит в том, что они нацеливают ребенка на желательные действия, раскрывают значимость для него и для всей  группы, подчеркивают положительный смысл поступков, соответствующих моральным нормам, и позволяют осознать необходимость их выполнения. А.В.Запорожец одной из причин нарушения детьми правил поведения считал отсутствие у дошкольников ориентира на эмоциональное состояние сверстников. Поэтому в социально-нравственном воспитании дошкольников первоочередной становится задача формирования у детей гуманных чувств по отношению к сверстникам. Они должны побуждать детей к нравственно-ценным поступкам  не под влиянием  слова «надо», а под влиянием растущей отзывчивости, сочувствия, сопереживания, понимания причин чьих-то трудностей.

Формирование представлений о нормах и правилах поведения должны быть направлены на заключенной в них ценности с ориентацией на проявление доброжелательного отношения к окружающим.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz