Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 20:39

МБДОУ "Детский сад №4 "Радуга"

Меню сайта
Наш опрос
Опрос для родителей: Чего, по вашему мнению, должно быть больше в детском саду?
Всего ответов: 50
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Использование интерактивных технологий в работе с дошкольниками

Семинар – практикум «Использование интерактивных технологий в работе с дошкольниками»

 

Дата проведения: 21.09.2017г.

Категория слушателей: педагоги ДОУ

Количество присутствующих: 9 педагогов

Цель: создание инновационного образовательного пространства в детском саду, побуждающего педагога занимать активную позицию в овладении лучшими образовательными методиками.

Задачи:

  • Расширять знания педагогов о разнообразных формах и приемах применения конкретной педагогической технологии в образовательной деятельности.
  • Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.
  • Развитие навыка анализа и рефлексии своей деятельности.

Форма проведения: семинар-практикум

Провела: Овчинникова Г.С.,заместитель заведующего по ВМР

 

 

План проведения семинара-практикума

  1. часть (заместитель заведующего по ВМР Овчинникова Г.С.).

 

ФГОС ДО ориентирует педагога на создание условий для получения качественного дошкольного образования каждым ребенком. На этапе реформирования и модернизации системы дошкольного образования воспитатель ДОО не может обойтись без современных технологий, которые формируют у дошкольников предпосылки к учебной деятельности.

Педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога и зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач. В основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.

В чем отличие методики от технологии? Технология не носит предметный характер, может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания, быть реализована любым педагогом.

Дошкольное образование ориентировано на интерактивное обучение, которое предполагает специальную форму организации познавательной деятельности дошкольников. Педагог должен владеть умением создавать для ребенка ситуацию успеха, в которой дошкольник чувствует свою интеллектуальную состоятельность, комфортные условия, способствующие развитию межличностных отношений и саморазвитию личности.

Что же такое интерактивная технология обучения? Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:

 активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

 развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;

 формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Интерактивные технологии:

«Работа в парах» (рекомендуется со средней группы).

Цель: формирование навыков сотрудничества, умения выполнять задание последовательно.

Организация: дети с помощью одинаковых символов объединяются в пары и договариваются о сотрудничестве, выполняя задание совместно и последовательно (можно использовать для объединения пар карточки, игрушки, предметы, гендерный подход: мальчики-девочки или мальчик и девочка).

Ценность для ребенка: благотворное влияние на самоощущение, самооценку.

Особенности проведения: в пары лучше объединять детей «равны» по своему развитию.

«Хоровод»: (рекомендуется со второй младшей группы).

Цель: Формирование навыков произвольного поведения (ответы на вопросы по очереди). Организация: дети стоят в кругу, в центре ведущий, который с помощью предмета (мяча, игрушки) учит их выполнять задания по очереди, тем самым формирует умение выслушивать ответы, не перебивая друг друга.

Ценность для ребенка: формирование коммуникативных навыков.

Особенности проведения: в младшем дошкольном возрасте ведущим может быть взрослый, а в старшем – сверстники.

«Цепочка»: Интерактивная технология «Цепочка» (со средней группы).

Цель: формирует умение работать в команде.

  • : дети стоят в кругу и последовательно выполняют отдельные задания для получения общего результата (в качестве заданий можно предложить коллективную аппликацию, заполнение схемы, алгоритма, составление маршрута движения и т.д.).

Ценность для ребенка: наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагая варианты решения заданий.

Особенности проведения: каждый ребенок принимает участие в общей работе; с помощью общей цели воспитатель создает обстановку сопереживания, взаимопомощи.

«Карусель» Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми.

Интерактивная технология «Карусель» (рекомендуется со старшей группы).

Цель: формирование навыков работы в парах.

Организация: воспитатель предлагает детям по желанию (или другим способом) объединиться в пары и встать в два круга: внутренний и внешний. Он предлагает диалог-задание. Дети из внутреннего круга остаются на месте, а из внешнего после мини-диалога делают шаг влево и оказывается в паре с новым собеседником. Каждый новый диалог развивает у ребенка умение понимать и принимать новый взгляд на проблему, предложенную воспитателем или сверстником.

Ценность для ребенка: формирование навыков сотрудничества, положительной самооценки, ориентирования в пространстве, воспитание волевых качеств.

Особенности проведения: сначала дети из внутреннего круга могут сидеть лицом к внешнему кругу, а дети из внешнего круга перемещаются по нему. Вначале лучше использовать диалоги этикетного характера: «Лучший комплимент», «Я делаю покупки», «Давай познакомимся», «Разговор в общественном месте». Более сложные диалоги-рассуждения требуют предварительной подготовки, детей необходимо настроить на диалог, предложив речевой образец.

«Интервью»: (рекомендуется со средней группы).

Цель: формирование активной диалогической речи.

Организация: дети встают в круг; «журналист» (на начальном этапе взрослый, позже – ребенок с помощью взрослого, затем самостоятельно) с микрофоном задает вопросы детям, подводя итоги совместной деятельности. Сначала воспитатель помогает детям овладеть алгоритмом постановки вопросов, в дальнейшем вопросы они задают сами без подсказки.

Ценность для ребенка: активное развитие диалогической речи.

Особенности проведения:

-возможно проведение со второй младшей группы; во второй половине года роль микрофона выполняет сюжетная игрушка, которой ребенок рассказывает об итогах занятия, например «мне понравилось поить чаем куклу в синем платье из синей чашки»; затем дети говорят в игрушечный микрофон, ведущую роль выполняет воспитатель;

-в старшем дошкольном возрасте роль журналиста выполняет ребенок, используя алгоритм карточки-подсказки с алгоритмом формулировки вопросов в виде символов, придуманных вместе с детьми.

«Работа в малых группах» (тройками, рекомендуется со старшей группы).

Цель: формирование навыков сотрудничества в малых группах с целью последовательного выполнения заданий.

Организация: дети делятся на группы по 3 человека, предлагая свой способ деления. Проводится активная работа внутри группы по выполнению задания в соответствии с согласованным планом, дети договариваются между собой об эффективных способах выполнения задания, оцениваю результат своей работы.

Ценность для ребенка: формирование умения договариваться друг с другом.

Особенности проведения: обратить внимание на формирование умения слушать и слышать друг друга, приходить к единому мнению, выбирать старшего группы, который выскажет мнение других участников.

«Аквариум»: «Аквариум» (рекомендуется со старшей группы).

Цель: формирование умения вести публичный диалог перед зрителями, анализировать представленную ситуацию.

Организация: группа детей разыгрывает ситуацию, находясь в кругу, а остальные наблюдают и анализируют. Предлагается договориться, кто из детей будет в группе зрителей, а кто – в группе ведущих диалог по проблемной ситуации. Им дается возможность наблюдать со стороны, как общаются, договариваются и аргументируют свои ответы сверстники.

Ценность для ребенка: формирование социально-коммуникативных навыков, возможность увидеть эти навыки сверстников со стороны.

Особенности проведения: группы меняются местами, наблюдатели становятся в круг, предлагается аргументировать свою точку зрения, терпимо относиться к мнению другого.

«Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем, из общего числа высказанных идей отобрать наиболее удачные в соответствии с заданными критериями, которые могут быть использованы на практике. Основная цель «Мозгового штурма» — помочь детям «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить наибольшее количество необычных, оригинальных идей. Перед проведением интерактивной технологии «мозговой штурм» необходимо:

—собрать информацию по теме обсуждения;

—разработать цепочку вопросов к детям;

—подобрать картинки;

—продумать варианты организации продуктивной деятельности;

—иметь набор оригинальных решений обсуждаемой проблемы;

—быть готовым к появлению непредвиденных педагогических ситуаций и уметь их решать. А также для проведения «Мозгового штурма» должна предшествовать предварительная работа. Детей следует познакомить с правилами и ходом игры. Для лучшего усвоения и наглядности, целесообразно введение символического обозначения. Символы можно придумать вместе с детьми.

«Большой круг»: Технология «Большой круг» (рекомендуется в подготовительной группе).

Цель: формирование умения публично высказывать свое мнение, устанавливать причинно-следственные связи.

Организация: воспитатель предлагает обсудить проблемную ситуацию, побуждая детей к диалогу, высказыванию своей точки зрения каждым ребенком. Дети стоят в кругу, каждый ребенок высказывает свое мнение, а затем передает право высказать свою точку зрения другому, коснувшись рядом стоящего ребенка. Выслушав все высказывания, один из детей подводит итог, используя полученную информацию.

Ценность для ребенка: создание условий для максимального раскрытия потенциала.

Особенности проведения: воспитатель дифференцированно с помощью наводящих вопросов максимально раскрывает суждение каждого ребенка, создавая ситуацию успеха.

«Дерево знаний» (рекомендуется в подготовительной к школе группе).

Цель: интеллектуальное развитие и формирование коммуникативных навыков.

Организация: воспитатель заранее готовит демонстрационный материал в виде съемных карточек схем с предметными картинками по определенной теме на маете «Дерево знаний». Дети, объединившись в малые группы по 2-4 человека, выполняют задания, затем выбирают старшего группы, который доказывает правильность выполнения задания своей группой; дети из других групп оценивают правильность ответа.

Ценность для ребенка: успешное решение социально-коммуникативного развития, развития умения договариваться при решении общей задачи.

Особенности проведения: участвуют все дети группы, малые группы могут создаваться любым способом, предложенным детьми.

Кейс-технологии (рекомендуется со средней группы).

Цель: формировать умение самостоятельно решать реальные или смоделированные педагогом проблемные ситуации.

Организация: дети работают в команде под руководством воспитателя и ведут диалог. Им предлагается решить проблемную ситуацию, которая определяется совместно со взрослым. Педагог занимает открытую позицию, используя стимулирующие, открытые вопросы, вопрос-провокации, высказывает странности и противоречия, предлагает интеллектуальные разрывы в событиях и действиях, помогая детям выявить проблему.

Дети учатся:

 получать необходимую информацию в общении;

 соотносить свои устремления с интересами других;

 доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

 отстаивать свою точку зрения;

 принимать помощь.

Особенности проведения: воспитатель занимается самообразованием и предварительной подготовкой, пошагово продумывает ход образовательной деятельности. В случае затруднений у дошкольников активизирует мыслительный процесс с помощью наводящих вопросов, обеспечивая взаимодействие, вступает в диалог. Все дети должны быть участниками обсуждения, необходимо готовить их к изучаемой теме, так как слабая активность ребенка говорит о том, что он испытывает недостаток знаний. Нужно подводить детей к достаточно полным ответам.

 

2 часть. Практическая часть.

(педагоги с помощью квадратов разного цвета объединяются в пары, кто-то будет работать вдвоем, а кто-то втроем).

Назовите, какие технологии мы будем использовать в работе? («Работа в паре» и «Работа в малой группе(тройке»). Педагогам предлагается собрать картинки на тему «Сельскохозяйственные работы», поставить проблему, высказать свои идеи, отобрать наиболее удачные и обобщить в виде принятого решения(педагоги собирают картинку, ставят проблему, выдвигают идеи, обсуждают их, принимают решение).

  • предложение». Педагоги высказывают свое мнение по поводу эффективности использования интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе. «Я бы использовала интерактивные педагогические технологии по тому, что….» (педагоги высказываются).

Заместитель заведующего: Интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи социально-коммуникативного развития, а именно:

 развивают свободное общение со взрослыми и детьми;

 развивают все компоненты устной речи детей;

 способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.

Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снижает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

Интерактивное обучение – интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz