Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 09.05.2024, 01:01

МБДОУ "Детский сад №4 "Радуга"

Меню сайта
Наш опрос
Опрос для родителей: Чего, по вашему мнению, должно быть больше в детском саду?
Всего ответов: 50
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

«Роль и место дидактической игры в образовательном процессе дошкольной организации»

Теоретический семинар

«Роль и место дидактической игры в образовательном процессе дошкольной организации»

Место проведения: МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга».

Дата проведения: 12.04.2017г.

Категория слушателей: педагоги ДОУ

Количество присутствующих: 11 педагогов

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по методике организации и руководству дидактическими играми.

Форма проведения: семинар

План проведения семинара

  1. Общие вопросы по методике организации и руководству дидактическими играми. (заместитель заведующего по ВМР Овчинникова Г.С.)
  2. Консультация «Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности ребёнка» (Е.В.Краюшкина, воспитатель).
  3. Консультация «Дидактическая игра как средство восприятия цвета у детей раннего возраста» (Н.Н.Пришутова, воспитатель).
  4. Анализ своего опыта работы по использованию дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе педагогами ДОУ.
  1. Общие вопросы по методике организации и руководству дидактическими играми. (заместитель заведующего по ВМР Овчинникова Г.С.)
  • Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения. П дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. В педагогическом процессе дидактические игры выступают в первую очередь как самостоятельная деятельность детей, а также составной частью непосредственно-образовательной деятельности. В группе раннего возраста - основной формой организации образовательного процесса. При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемыми конкретными программными требованиями того или иного вида занятий. И на занятиях и в самостоятельной деятельности педагог руководит дидактическими играми, но на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнера, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.

Дидактические игры кратковременны (10 - 20мин). Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться, чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

  • предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени - время игры сокращается. Этого нельзя допускать!

Каждая дидактическая игра включает несколько элементов: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Существует множество дидактических игр, которые классифицируются:

  • по содержанию: игры по сенсорному развитию, ознакомлению с природой, развитию речи, игры по математике;
  • по характеру используемых в игре материалов: с предметами и игрушками, картинками, словесные, настольно-печатные и другие.

Поэтому методика для каждой игры своя, но есть общие правила, которые должен учитывать воспитатель. В освоении ребенком дидактической игры можно выделить 3 этапа.

Первый этап-создание интереса. Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка. Для этого используются элементы сюрпризности, загадки, интересные вопросы.

Второй этап – функциональный. На данном этапе ребенок учится выполнять игровую задачу, действия, правила, проявлять настойчивость, честность, целенаправленность, переживать неудачи. Задача воспитателя – терпеливо разъяснять правила, наблюдать за тем, как играет ребенок, как включается в игру в качестве партнера.

Третий этап – творческий. На этом этапе ребенок может проявлять творчество в игре, выступить ведущим, организатором, придумывать новые варианты, правила игры. Задача воспитателя – поддерживать творчество и оценивать. Заканчивая игру, педагог должен вызвать интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу.

Руководство дидактической игрой обусловлено требованиями программы, особенностями самой игры, возрастными возможностями детей; требует большого педагогического мастерства.

Младший возраст: наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.

Средний возраст: разъяснение 1-2 правил, частные даются по ходу игры в совместной деятельности со взрослым, можно использовать пробный ход игры, где воспитатель уточняет правила.

Старший возраст: словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.

Важным также является создание соответствующих условий для дидактической игры: подбирать дидактический материал, игры, игрушки, обеспечить к ним доступ детей во время игры, учить воспитанников бережно относиться к дидактическим материалам.

Педагогам следует помнить, что по мере освоения детьми дидактической игры необходимо предлагать им новые игры, усложненные варианты освоенных: менять игровую задачу, включать новые правила, игровые действия, вводить нового игрового персонажа.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами: для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т.д.

Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.

Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Поэтому в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитее речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.

  1. Консультация «Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности ребёнка» (Е.В.Краюшкина, воспитатель).
  2. Консультация ««Дидактическая игра как средство восприятия цвета у детей раннего возраста» (Н.Н.Пришутова, воспитатель).
  3. Анализ своего опыта работы по использованию дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе педагогами ДОУ.

Заместитель заведующего: Подводя итоги, можно сказать, что дидактическая игра является особым видом игровой деятельности дошкольников. Единство игровой и дидактической задачи и особая позиция взрослого делает ее уникальной формой взаимодействия «взрослый-ребенок». И в какие бы игры дети не играли, будьте не рядом, а вместе с ними. Только партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz